Психология восприятия: как цвета влияют на корпоративный мерч

Цвет является одним из важнейших источников информации об окружающем мире. Согласно исследованиям, первое впечатление о человеке или предмете формируется в течение 90 секунд, а наибольшую роль при этом играет восприятие цветов. Именно оно позволяет сформировать первичные ощущения, на которых и будет основано дальнейшее взаимодействие. Поэтому неудивительно, что такой эффективный психологический инструмент широко используется в маркетинге. В этой статье мы рассмотрим, как сочетание оттенков формирует отношение к товару и бренду, как им можно управлять, а также узнаем, на какие цвета стоит ориентироваться при разработке корпоративного мерча.

Что такое психология цвета?

Психология цвета – комплекс многочисленных исследований, которые уже не первый десяток лет изучают зависимость между эмоциональной реакцией человека, его поведением и оттенками цветов. Согласно этому, отношение к определенным цветам не универсально, и различается от человека к человеку. Его формируют различные субъективные эмоции, которые сложились в результате культуры, менталитета, стереотипов, собственного опыта и детских ассоциаций. Таким образом один и тот же оттенок может вызывать совершенно разные реакции. Можно рассмотреть это на примере красного цвета:
  • в Европе и США красный символизирует как яркие эмоции и любовь, так и опасность, тем самым вызывая эмоциональное возбуждение;
  • в странах Азии и особенно в Китае красный ассоциируется с процветанием, долголетием и удачей, поэтому он воспринимается как пожелание доброй судьбы;
  • в Африке же красного оттенка стараются избегать, поскольку это цвет крови, поражения и траура – далеко не самых приятных ассоциаций.

Но как использовать психологию цвета в маркетинге, если одна и та же футболка в одном случае будет радовать клиентов, а в другом пугать? Именно этим вопросом и занялся Джо Холлок, известный дизайнер, который собрал обширную статистику наиболее универсальных реакций на базовые оттенки среди людей разного пола и возраста. Так удалось выяснить, что самым безопасным цветом является синий – его положительно оценивали более 50% мужчин и 30% женщин. В свою очередь коричневый и оранжевый, находящиеся на противоположной части цветового спектра, оказались наименее любимыми.

ВАЖНО! Исследование цвета продолжается и сегодня. Именно благодаря полученным данным, маркетологи и дизайнеры смогли сформировать правила, повышающие эффективность использования цветовой кодировки в маркетинге.

Как цветовосприятие используют в маркетинге?

Цвет стимулирует мозг, вызывая различные эмоции. Поэтому оттенки можно использовать в свою пользу, изготавливая привлекательные шоперы с логотипом и другие виды мерча, которые будут вызывать доверие и умиротворение. Цвет также важен для бренда в целом – фирменные оттенки помогают быстро узнать компанию еще до того, как будет виден ее логотип. Таким образом, правильно выбранные цвета в рекламе, символике и мерче помогают повысить узнаваемость бренда и ненавязчиво сформировать нужную реакцию у потребителя.

Наиболее популярными цветами в маркетинге являются:
  • Красный. Яркий, динамичный, возбуждающий ответную реакцию цвет, который подчеркивает силу, энергию и власть. В большинстве культур по всему миру красный ассоциируется с победой и яркими эмоциями, поэтому его активно выбирают для изготовления спортивной формы. Алые оттенки также привлекают внимание, поэтому ими выделяют акценты, элементы интерфейса, важные объявления. Среди популярных брендов, ассоциирующихся с красным, можно выделить Netflix, YouTube, Mcdonalds.
  • Желтый. Связанный с позитивом и хорошим настроением, этот оттенок также символизирует уют и тепло. Согласно исследованиям, желтый стимулирует правое полушарие мозга и находит отклик у творческих людей, побуждает к действию, но не так активно, как красный. В мерче желтый чаще всего выступает вспомогательным цветом – трудно представить выполненную в только в этом оттенке худи на заказ. Среди крупных брендов его используют SHELL, Maggi и Роллтон, причем в сочетании с красным.
  • Зеленый. Универсальный цвет, который в первую очередь ассоциируется с природной, естественностью и свежестью. На контрасте с красным, зеленый успокаивает, придает уверенность и помогает сконцентрироваться. Его активно используют как основной оттенок, например Sprite, СберБанк и WhatsApp.
  • Синий. Второй нейтральный цвет, который одинаково хорошо подходит и мужчинам, и женщинам. Он вызывает ассоциации с небом и морем, символизируя простор, воздух и свободу. Использование цвета за пределами маркетинга также показало положительный результат – эксперимент по замене уличного освещения на синий вместо оранжевого снизил процент преступности в Глазго и Наре. Из известных брендов оттенком пользуются Zoom, Telegram и Visa.

Каждый цвет имеет множество смыслов и ассоциаций, которые можно и нужно использовать для создания дизайнов корпоративного мерча. Важно делать правильные акценты, чтобы пошив свитшотов на заказ помог компании привлечь аудиторию и покупателей. Поэтому перед созданием мерча стоит изучить исследования и ориентироваться на опыт крупных компаний, уже закрепивших за собой определенные оттенки.

FAQ

Какой цвет лучше выбирать в качестве основного?

Поскольку корпоративный мерч чаще всего представляет собой одежду, при выборе оттенков нужно найти компромисс между фирменными цветами и лаконичным, неброским дизайном. Гораздо лучше определить два-три оттенка, которые будут сочетаться эстетически и эмоционально, и распределить цветовую нагрузку между ними.

Какие существуют особенности брендирования цветной ткани?


Брендирование ткани имеет ряд ограничений, связанных с цветом, отличным от белого и бежевых оттенков. Часто для этого приходится использовать специальные праймеры и дополнительные расходные материалы, которые нужны для высветления оттенков краски. При этом для сублимации цветная ткань не подходит вовсе, поскольку искажает цвета, а вот вышивка или термоаппликация никак не зависят от ее цвета.

Важно ли делать мерч только в фирменных цветах?

Нет, особенно если речь идет об одежде. При изготовлении мерча важно провести ассоциацию между ним и компанией, поэтому хватит одного логотипа или другого элемента в фирменных цветах. Остальные оттенки же могут сочетаться в самых разных формах для создания дизайна.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время, чтобы обсудить все детали, расcчитать стоимость и сроки.

Оставьте заявку